Через горы к Чёрному морю, через приют Фишт

Летние каникулы «Через горы к Чёрному морю, через приют Фишт».

На Казанском вокзале

С 28 июня по 8 июля группа спортивного туристического клуба «Альтаир» под руководством Олега Николаевича Кушнера прошли поход 1 категории сложности в республике Адыгея. Маршрут: г.Мезмай – Гуамское ущелье – Камышанова пол. – Азишская пещера – Плато Лаго – Наки – Инструкторская щель – г.Блям (выс. 2378м) – г.Оштен (выс. 2804м) – оз. Пседонах – перевал Фишт-Оштеновский – приют Фишт – пер. Армянский – г. Гузерипль- пер. Белореченский – пер. Черкесский – пр. Бабукаул – с.Солохаул.

Неподалёку от Гуамского ущелья

28 июня
Начало маршрута в г.Мезмай с радиальным выходом в Гуамское ущелье, которое представляет собой узкое и глубокое ущелье в верховьях реки Курджипс. Ущелье расположено между хребтами Гуама и Лаго-Наки, резко обрываясь четырёхсотметровыми скалами к долине реки Курджипс. Бурная река и нависшие скалы над железной дорогой которая создают впечатление сказки.

Артём и Георгий на смотровой площадке Лаго Наки

29 июня
На следующий день группа выдвинулась в сторону Азишской пещеры. В первый день дорога вела через лес с элементами скальных выступов. Неподалеку от места назначения открывался очень красивый вид со смотровой площадки на плато Лаго – Наки. После полученных впечатлений от заповедника, появилось желание побыстрее попасть на просторы этой красоты. По прибытию на Верхнюю поляну близ пещ. Азишской мы разбили лагерь, перекусили и отправились на экскурсию в одну из 5 самых больших пещер в Европе. Пещера известна с 1911 года, но только в 1987 году была оборудована как экскурсионный объект. Большая Азишская пещера имеет длину более 640 м. Из них для экскурсионного осмотра оборудовано 220 м пещеры. Пещера состоит из объемных разноярусных галерей и больших залов. По красоте и величию она превосходит многие из подземных комплексов. Пещера оборудована пешеходными дорожками, лестницами и ограждениями, удобна и безопасна для осмотра. Есть электрическое освещение. После интересного подземного мира поднявшись наверх мы вошли в облако, которое опустилось на посёлок. Поужинав с видами на плато Лаго – Наки мы отправились ко сну.

У входа в Азишскую пещеру

30 июня
Третий день стал особым, ведь мы попали на территорию Кавказского природного заповедника плато Лаго – Наки. Этот объект находится на Западном Кавказе, на высоте до 2200 метров, известное альпийскими лугами. От кордона до первой стоянки в Заповеднике «Инструкторская щель», необходимо преодолеть 10 километров. Кстати, в заповеднике стоянки можно осуществлять только в специальных зонах, которые обозначены на карте района похода. Прошагав по полям и снежникам под палящим солнцем, мимо стад коров и лошадей мы добрались до впечатляющего места у горы Оштен. Уже ежедневный быт с постановкой лагеря и приготовлением пищи не составлял труда для ребят, даже при сильном непрекращающемся ветре. Поэтому вссе больше времени оставалось Альтаировцам на заполнение дневника о прошедшем дне и отражении его ярких событий на листе бумаги.

Гора “Пупырь ежа”

1 июля
На следующий день нас ждал радиальный выход на гору Оштен! Путь до вершины составляет 6 км с набором высоты около 800 метров.
7:45 отправляемся покорять вершину. В этот день мы взошли на 2 вершины: г.Блям (высота 2378 метров) и г.Оштен (высота 2804 м.). Восхождение на г.Оштен оказалось интересным и очень впечатляющим. Преодолев г.Блям нас встретил сильный ветер который буквально сносил с ног, но чуть дальше спрятавшись от ветра за ребром горы становится спокойнее и нам открывается цирк массива горы Оштен, после которого тропа ведёт резко вверх! Вершина то показывалась, то скрывалась за облаками. Ребята стойко преодолевали метр за метром, обходя скалы и обрывы. Спустя 5 часов и 1 минуту спортсмены СТК “Альтаир” покорили вершину горы Оштен! По традиции вкусный кусочек горького шоколада оставляет в памяти сладкий момент преодоления вершины, а главное самого себя! Спустя 1,5 часа мы уже были в лагере и готовились к обеду.

г.Оштен, 2804м

2 июля
Середина нашего маршрута, нас ждал один из главных перевалов – Фишт – Оштеновский. Путь к перевалу проходил у подножья горы Оштен через два красивейших, холодных горных озера – Псенодах и 8 марта. Конечно, мы уделили время и окунулись. Вода была на столько холодной, что больше 20 секунд в ней находится было невозможно. Запечатлев на фотоаппарат оз.Псенодах у подножья горы Фишт и собрав мусор на берегу водоёма мы выдвинулись покорять перевал. С промежуточными привалами и перекусами мы добираемся до перевала Фишт-Оштеновского (высота 2200 метров). На перевале находятся обелиски Памяти партизанам ВОВ которые воевали в горах. С перевала уже виднеется наше место ночевки, приют Фишт. Тропа с перевала до приюта достаточно пологая, но каменистая. Дорожка дважды пересекает реку Белая, преодолев подвесной мост мы оказываемся в приюте Фишт. Это поляна очень живописна. Приют включает в себя домики для туристов и площадки для разбивки палаточных лагерей. На приюте оборудованы места для кострищ, душевая. Мусор, оставляемый туристами вывозится с территории приюта вертолётом, там мы оставили свой мусор собранный на оз.Псенодах.

Инструкторская щель, завтрак

3 июля
Следующий день запланирован как радиальный выход на пер. Армянский и восхождение на гору Гузерипль. 5 часов утра, у нас уже собран лагерь, позавтракали и идём на перевал. Красивый, прохладный лес с хорошей тропой сопровождал наше путешествие. Пройдя перевал мы направились покорять вершину Гузерипль, ну как оказалось тропа заросла и мы пробивали старый – новый путь. К сожалению, сама вершина не открывает каких то запоминающихся видов, но мы были вознаграждены за своё стремление и упорство! Мимо нас в 50-ти метрах пробежало стадо Серн, это было впечатляюще. Спустившись в приют мы пообедали и ушли вверх на встречу двум перевалам Белореченский и Черкесский.
Подъем был не таким тяжёлым, в рюкзаках все меньше еды, да и приближение к Черному морю придаёт сил! Ночевка в этот день была в лесу, на оборудованной площадке близ предстоящего «веселого спуска».

Фишт – Оштеновский перевал

4 июля
Последние дни переходы доходили до 20 километров. Утром следующего дня мы сделали зарядку, позавтракали и отправились в путь. Сегодня мы завершаем маршрут в Солохауле. Вышли рано утром со стоянки, узкая тропа дала нам пару километров разминки, а после начался «веселый спуск». не простой спуск продолжительностью более километра, это было не так просто. Чтобы спуск был по настоящему был веселым, мы пели песни и загадывали загадки. Так и пролетел “веселый спуск” и оказались мы на кордоне Бабукаул. От кордона вдоль горной реки Шахе мы преодолевали маршрут вплоть до выхода из заповедника у ручья Белого. Финишная прямая к морю.

На Фиштёнке

5 июля
Дошли до побережья, поставили лагерь. Долгожданные брызги солёной воды Черного моря подлетали вверх под звонкий смех туристов, преодолевших непростой поход. Впереди впечатления от Дендрария и Олимпийский парк в Сочи, где мы смогли увидеть много нового и интересного.

Йога на берегу Чёрного моря

В целом поход в республике Адыгея стал новой ступенью нашего клуба, впереди ещё много интересных путешествий.